
— травля, запугивание, физический или психологический террор, направленный на то, чтобы вызвать у другого страх и тем самым подчинить его себе. Это долгий процесс сознательного жестокого обращения.
ТОЛЬКО ВМЕСТЕ СО ВЗРОСЛЫМИ РЕБЕНОК МОЖЕТ ПОБЕДИТЬ БУЛЛИНГ!
ВИДЫ БУЛЛИНГА
1 Прямой
формы физического насилия
2 Косвенный
формы психологического насилия
Физическое насилие
Регулярные драки (толкание, пихание, пинки, подножки, подзатыльники, удары и пр.) в детском коллективе — повод для взрослых спросить, что происходит.
Словесный буллинг
Очень быстро перерастает в другие более изощренные формы психологического насилия. А с быстрым распространением соцсетей словесный буллинг становится одной из причин детских самоубийств.
Угроза/Запугивание
Угроза не высказывается публично, это личностный процесс. Угроза подразумевает невозможность обратиться за помощью: «Тебе все равно не поверят», «Если пожалуешься, я тебя поймаю и изобью» и т.д.
Бойкот
Самая сложная для выявления разновидность травли. Жертва намеренно изгоняется либо игнорируется частью или всем коллективом. Сопровождается распространением записок, нашептыванием оскорблений, унизительными надписями в общественных местах.
Вымогательство
Вымогательство часто сочетается с угрозами физической расправы или распространения какой-то личной информации. От жертвы требуют деньги, принуждают воровать деньги или вещи для булли, выполнять школьные обязанности за других и т.д.
Порча имущества
Повреждение имущества, в результате чего могут быть испорчены, украдены или спрятаны одежда, учебники или другие личные вещи. Порчу можно отнести к разновидностям буллинга, но только при наличии других форм агрессии либо если такое проявление регулярно повторяется.
Я — УЧЕНИК
Как понять, что тебя буллят
Как же понять, что ты стал жертвой травли и все нападки со стороны сверстников — не просто временное осложнение отношений или единичный конфликт? Советы от психологов Городского психолого-педагогического центра:
- Одноклассник (один или несколько) демонстративно не общается с тобой, игнорирует твои слова, просьбы, вопросы. Это происходит не один или несколько раз, а случается постоянно, и любые твои попытки прояснить ситуацию, помириться не приводят к успеху.
- Кто-то за твоей спиной распускает о тебе сплетни, порочащие твое имя. При этом ты точно знаешь, что не делал того, в чем тебя обвиняют, но, чем больше ты будешь пытаться доказывать свою невиновность, тем активнее другие будут пытаться «очернить» тебя в глазах окружающих.
- Кто-то из ребят (может быть, даже твой «друг») ежедневно, при любом удобном случае, прилюдно обзывает тебя или ставит в неловкую ситуацию. При этом явных причин для ссор и конфликтов нет, к тебе просто придираются, даже когда ты ведешь себя дружелюбно.
- У тебя в социальных сетях регулярно появляются «грубые», негативные комментарии, множество дизлайков. При этом твои попытки заблокировать обидчиков приводят к тому, что на тебя обрушивается еще больше негатива от подписчиков с неизвестных тебе адресов.
- Кто-то из твоих одноклассников или ребят постарше практически каждый раз при встрече угрожает тебе, толкает, а может, и делает тебе больно. При этом любые твои попытки мирно решить ситуацию не приводят к успеху.
- Твой обидчик может без спроса брать у тебя вещи, нарочно на твоих глазах портить и ломать их или просто забирать себе. Любые твои просьбы вернуть твою вещь вызывают лишь веселье у обидчика.
- Ты начинаешь бояться встречи с теми, кто тебя обижает, пытаешься избегать мест, где можешь с ними встретиться.
Все вышеперечисленные события происходят в присутствии других ребят (одноклассников или знакомых), которые либо молча наблюдают, либо поддерживают происходящее.
Что делать, если тебя травят
Что делать?
- Всегда рассказывай о случаях травли взрослым, которым доверяешь. Ничего не скрывай — это в твоих интересах.
- Необходимо избегать конфликтных ситуаций (как групповых, так и индивидуальных), в которых возможна травля. Если тебе предложат стать участником такой ситуации — отклонять предложения.
- Если тебя обидели, нельзя отвечать тем же. Это может привести к новым проблемам. Лучше искать положительных друзей среди сверстников, чтобы избежать возникновения неприятных ситуаций.
- Старайся постоянно укреплять самооценку и вести себя уверенно. Ищи свои сильные стороны и развивай их. Может, это получится не сразу, но однозначно сделает тебя психологически сильнее.
- Если стал свидетелем насилия, нужно немедленно привести кого-то из взрослых или посоветовать жертве пойти за помощью к родителю или учителю, которому она доверяет. Обязательно рассказать родителям о таких случаях.
Где помогут?
Если тебе сложно рассказать о проблеме родителям или учителю, найди старшего друга или товарища, которому ты доверяешь. Ты также можешь обратиться к психологу.
ПИШИ!
Анонимный чат с психологом мырядом.онлайн
ЗВОНИ!
Горячая линия ТравлиNET — 8 (800) 500-44-14 (понедельник — суббота 12:00 до 22:00).
Я — РОДИТЕЛЬ
Как понять, что вашего ребенка травят сверстники?
Родителям важно знать, что может сигнализировать о том, что ребенок стал жертвой буллинга. Психологи Городского психолого-педагогического центра подготовили список «маркеров».
- Ваш ребенок без видимых причин в последнее время постоянно грустит и чем-то расстроен. Любые попытки выяснить, что произошло, наталкиваются на молчание, «отгораживание» и даже слезы.
- Ваш ребенок не хочет идти в школу. Дети порой капризничают, высказывая свое нежелание учиться. Главное, отличить обычный каприз от реальной проблемы. Если у ребенка постоянно портится настроение перед началом учебного дня или он регулярно симулирует болезни, есть повод задуматься. А бывает, что у ребенка резко снизилась учебная мотивация и успеваемость, а он как будто озабочен чем-то другим. Это тоже тревожный симптом.
- Ваш ребенок стал более замкнутым, он перестал общаться с прежними друзьями или ходить куда-то в привычные для него места (на любимую спортивную площадку, в кружок или секцию, в школу).
- Вы стали регулярно замечать повреждения «странного» происхождения (ссадины, синяки, следы укусов) на теле своего ребенка, при этом на ваш вопрос «Что случилось?» сын или дочь не только не может дать внятного ответа, а, напротив, избегает разговора на эту тему. Если это единичный случай, возможно, имел место конфликт с дракой, но если такое происходит постоянно, пора бить тревогу.
- У ребенка резко меняется поведение, снижается его общая активность, он начинает чего-то бояться, демонстрирует неуверенное и даже нервозное поведение, вплоть до появления навязчивых (постоянно повторяющихся) движений и тиков. Когда ребенок становится жертвой буллинга, он страдает от невротических проявлений. Из-за этого может быть потеря аппетита и плохой сон. Также характерна резкая перемена настроения: от истерики до абсолютного спокойствия.
- Ваш ребенок стал регулярно просить у вас деньги на какие-то незначительные мелочи, а по его объяснениям вы понимаете, что он обманывает.
- У ребенка появились частые нетипичные для него жалобы на физическое состояние (головная боль, слабость, боль в животе), которые позволяют ему остаться дома.
- Когда вы хотите пойти в школу, в секцию или зайти на его страницу в Интернете, чтобы прояснить ситуацию изменений в поведении, то он начинает активно сопротивляться, просит вас этого не делать, аргументируя либо тем, что всё в порядке, либо высказывает опасения, что ваше вмешательство только ухудшит ситуацию.
- Если у ребенка резко упала успеваемость в школе, а причину он вам объяснить не может, вполне возможно, проблема во взаимоотношениях с одноклассниками. В таких ситуациях вся энергия тратится не на учебу, а на защиту от травли.
- У ребенка пропадают вещи и портится одежда, а почему так происходит, он объяснить не может. Часто дети боятся признаться, что их вещи отобрали или сломали агрессоры.
Важно помнить, что каждый из описанных пунктов в отдельности не является прямым доказательством, что ваш ребенок стал жертвой травли, но, если у него наблюдается сразу несколько вышеописанных особенностей, есть повод задуматься о том, что ему необходима ваша помощь, даже если он от неё отказывается.
Что делать, если травят ребенка?
Психологи подготовили пять советов, которые помогут родителям защитить ребенка от буллинга:
- Не давать волю эмоциям.
Постарайтесь сохранять спокойствие. Разбираться в ситуации нужно с «холодной» головой. Важно понять, что это может случиться с любой семьей. Здесь никто не виноват, особенно ребенок. - Не перекладывайте ответственность.
Не пускайте ситуацию на самотек. Ребенок сам с ней не справится. Решать такие проблемы должны именно взрослые. - Узнайте причины.
Поговорите с классом, учителями, родителями, буллером. Выясните реальные причины такого отношения к вашему ребенку. - Поддерживайте.
Ребенку в такой момент очень нужна поддержка. Дайте понять, что вы на его стороне. Окружите малыша заботой и вниманием, больше общайтесь. Ребенок должен чувствовать, что он не один. - Просите помощи.
Решать такие вопросы нужно только в правовом поле. Обратитесь в полицию, комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав (КДН), психологам. Защищайте ребенка всеми законными способами.
Сейчас широко применяется процедура медиации в учебных заведениях. Она позволяет установить истинные причины конфликта, а затем примирить оппонентов. Есть много способов, и они работают.
При буллинге — единственный верный путь вмешательство взрослых!
Я — УЧИТЕЛЬ
Как учителю распознать буллинг в классе?
Травля может быть как прямой, так и косвенной. Прямая — это тычки, обзывания, угрозы, повреждение личных вещей. Косвенная — это манипуляция дружбой, обидные слухи и сплетни, бойкот и так далее.
- Наблюдайте.
Только так вы сможете понять отношения между одноклассниками. Прислушивайтесь к тому, как общаются дети между собой, как они реагируют, если ли в их общении есть критика друг друга. При возникновении конфликтов обратите внимание на их частоту. Если вы заметили, что большинство ребят строят козни своему однокласснику, для начала можно поделиться своим мнением с классным руководителем или школьным психологом. - Поймите, у кого какие социальные роли.
Есть ли в классе лидер и есть ли аутсайдер. Обратите внимание, как ведут себя эти ребята и как общаются между собой. Возможно, кто-то из детей интроверт, они более чувствительные, ранимые и всегда больше других нуждаются в поддержке. - Обратите внимание на физическое состояние детей.
Например, ученик длительное время выглядит подавленным, печальным, склонен к уединению, не желает общаться с одноклассниками. Школьники, подвергающиеся травле, чаще других жалуются на плохой сон и кошмары, склонны к простудам, нервным тикам, энурезу и другим заболеваниям. - Направляйте действия учеников в активное русло.
Если вы заметите чересчур агрессивную игру между учениками, то предложите им иную аналогичную деятельность, в которой меньше вероятность того, что кто-то пострадает. Например, если ученики швыряются друг в друга шишками на улице, то нарисуйте мелом мишень на дереве и предложите детям кидать шишки в мишень. Разумеется, в случае учеников старших классов такой подход требует более значительных усилий. - Реагируйте на каждого школьника, который пожаловался вам на травлю.
Хотя вам может показаться, что все это пустяк и ребенку следует самому справиться с проблемой, на самом деле это может быть не так. Ученики часто годами молча страдают, потому что не осмеливаются что-то предпринять или никто не обращает внимания на их проблему. Кроме того, каждый ребенок индивидуален, и для некоторых детей оскорбления, к которым другие отнесутся шутя, могут стать причиной очень серьезных переживаний. - Проявляйте интерес к школьнику, которого часто оставляют в стороне от общих занятий, и подтолкните других детей к тому, чтобы такого ученика тоже привлекали к совместной деятельности.
Если у вас есть подозрения, что класс или группа детей выбрали «мишенью» какого-то ребенка, присмотритесь к его поведению. Специалисты Городского психолого-педагогического центра составили список маркеров, на которые нужно обратить внимание.
- Одноклассники придумывают для одного из учеников «смешное» прозвище и обращаются к нему только так.
- Одноклассники отказываются садиться за одну парту с конкретным учеником, не хотят с ним работать в одной команде, поделиться с ним учебником, школьными принадлежностями, когда он что-то забыл взять на урок.
- Ученик, ранее успешный в учебе, теперь боится выходить к доске, участвовать в устных опросах. Любые его ответы вызывают насмешки и обидные комментарии одноклассников. Такие ситуации носят не единичный характер, а наблюдаются регулярно.
- На переменах ученик чаще стоит один в стороне, не общается с одноклассниками, а если и пытается включиться в общую игру, то постоянно получает отказ и насмешки вслед.
- Ранее активный ученик пытается отказаться от участия в делах класса, перестает посещать экскурсии, участвовать в командных соревнованиях и т.д.
- В ситуации конфликта одноклассники регулярно обвиняют во всех бедах одного и того же ребенка. Что бы ни случилось, всегда виноват именно он.
- Одноклассники распускают о ребенке сплетни и слухи, порочащие его имя.
- В ситуации противостояния силы неравны, и против ученика, как правило, выступает группа одноклассников.
- Вышеперечисленные события происходят в присутствии других ребят, которые либо молча наблюдают, либо поддерживают происходящее.
Важно помнить, что, как правило, жертва травли редко обращается за помощью, т.к. уверена, что она сама в чем-то виновата. Педагога должны насторожить резкие изменения в поведении и эмоциональном состоянии ученика: снижение его активности, замкнутость, внезапно возникшие проблемы в учебе и т.д.
Учителям: как предотвратить буллинг в классе
Публичные унижения и оскорбления, высмеивание, порча личных вещей, задевающие или угрожающие комментарии в социальных сетях — все это и есть проявление буллинга среди школьников, которые психологически являются самыми уязвимыми к травле. Психологи Московской службы психологической помощи подготовили специальные памятки для учителей и родителей, как распознать первые признаки буллинга.
Памятка учителю | Памятка родителю |
|
|
«Это не универсальные признаки, но настораживающие. Если вы заметили что-то из описанного выше — это означает, что необходимо разобраться и прояснить, что происходит с ребенком», — говорит Наталья Цымбаленко, начальник Управления информационной политики и коммуникаций ДТЗСН. |
Откуда появляются дети-агрессоры
Чаще всего ребенка-агрессора готовит среда, в которой он живет. Если школьник регулярно видит агрессивное поведение, направленное на него самого или на его близких, это увеличивает шансы того, что ребенок будет транслировать эту модель.
Сцены психологического насилия, которые видит ребенок в семье или ближайшем окружении, становятся для него нормой и основным способом общения с сверстниками, а также проявлением власти над другим человеком. Идеи привлекательности власти над другим человеком нередко подкрепляются компьютерными играми.
Получается, такой ребенок становится агрессором не потому, что он плохой в принципе. Просто на бессознательном уровне он считает агрессивное поведение и власть над другими нормальным явлением.
Узнать агрессора несложно: он использует насмешки и вышучивание, а также унизительные, оскорбительные или обидные слова (действия), при которых он всегда «на высоте».
Вторая причина, по которой дети становятся агрессорами, — психические отклонения.
Какие дети становятся жертвами
Жертвой травли может стать любой ребенок. Но есть факторы предрасположенности: например, эмоциональная чувствительность, восприимчивость, низкая самооценка, неуверенность в себе, общее переживание своей неправильности, одиночества и бессилия. Зачастую все эти признаки развиваются в семье, где родители не поддерживают своих детей. И ребенок уверен, что ему не с кем разделить свои горести и радости.
Ситуация № 1. Ребенок растет очень восприимчивым и чувствительным, он быстро реагирует слезами или замыкается. Это означает, что он не освоился с более действенными способами справляться со сложностями, которые могут возникнуть в социуме. Такой школьник может стать мишенью злых шуток.
Ситуация № 2. Ребенок в принципе умеет справляться с различными ситуациями, но встречается с систематическими агрессивными воздействиями со стороны сверстников. И он начинает сомневаться в себе: «Может быть, я неправильный, раз ко мне постоянно придираются?». Внутренний фон ребенка, попавшего в позицию жертвы, — молчание, ощущение ловушки и чувство бессилия.
«Школьную травлю у детей старших классов распознать сложнее, чем в младшей школе. Ученики начальных классов почти всегда на глазах у одного учителя, они более спонтанны, еще не привыкли к тому, что их действия заметны и понятны. К тому же они в том возрасте, когда взрослым еще в основном доверяют.
Подростки, находясь в процессе отделения от взрослых, формируют зону неприкосновенного пространства, поэтому их проявления травли могут быть менее заметными. Ученики старших классов с большей готовностью перемещаются в пространство интернет-коммуникаций, тогда можно говорить о кибербуллинге. Знание этого дает понимание и учителям, и родителям, что крайне важно не только сохранять контакт с ребенком-подростком, но и разъяснять детям признаки травли. А также давать им действенные инструменты совладания — не молчи — еще в начальных классах», — поясняет Наталья Цымбаленко.
Три совета, как справиться с буллингом в классе
Хороший учитель в школе не только передает детям знания, но и помогает им организовать коммуникацию на принципах взаимного уважения. Травля в детской среде становится нормой в той мере, насколько взрослые это допускают, оставляя ее без должного внимания, — уверены психологи.
Совет № 1. Принцип «Лучше предупредить, чем лечить»: создание в классе психологического микроклимата и безопасности, когда каждый ученик чувствует себя в коллективе сверстников комфортно и спокойно. Сюда относится: работа в группах на доверие и взаимовыручку, объединяющие игры и разминки на переменах. С учениками старшей школы работают подобным образом, но только с поправкой на их большее стремление к независимости и большую взрослость.
Совет № 2. Принцип «Словарь учителя»: учитель не позволяет себе словесно унижать или оскорблять ребенка — из-за плохого поведения, уровня интеллектуальных способностей, внешности и так далее.
«Например, некоторые учителя не объявляют всему классу оценки, чтобы не формировать поле для сравнений и возможных насмешек. Каждый ребенок может подойти и узнать свою оценку вместе с разъяснением от учителя. Это пример конструктивной коммуникации», — рассказывает Наталья Цымбаленко.
Совет № 3. Правила взаимодействия для начальных классов. Учитель может прописать правила поведения и разместить их возле доски. Например, там можно указать: «У нас не кричат на одноклассников», «У нас помогают друг другу» и так далее. Правила взаимодействия должны побуждать детей к сотрудничеству и дружбе.
Что делать, когда объектом травли стал учитель
- Самое главное — сохраняйте спокойствие. Не важно, кто в данном случае является инициатором — дети или родители. Важно в любой ситуации оставлять эмоции на втором плане и не действовать сгоряча. Помните, что любые ваши слова и спонтанные поступки лишь «подольют масла в огонь» и дадут новый повод для преследования. Лучше игнорировать и молчать, чем вступать в полемику. Если же дать ответ необходимо (особенно в ситуации общения с родителями), то старайтесь перевести диалог в формат письменных сообщений. Это даст вам возможность лучше продумать свои слова, а в дальнейшем защитит от напрасных обвинений.
- Реагируйте сразу и не пускайте на самотек. Если вы чувствуете себя некомфортно и понимаете, что ваши права притесняют, не замалчивайте проблему. Всегда можно обсудить поведение учеников с родителями, а родительскую агрессию — с директором или психологом.
- Не вовлекайтесь в конфликт и не кормите своей реакцией буллера. Они именно этого и хотят — насытиться чужими переживаниями. Если сразу показать, что вы выше конфликтов, ситуацию можно в корне изменить.
- По возможности дистанцируйтесь. Ограничьте доступ к личной информации в социальных сетях, закройте личные аккаунты. Если буллером выступает ребенок, попросите перевести вас в другой класс. Если такой возможности нет — старайтесь держать с обидчиком физическое расстояние.
- Попробуйте разобраться в ситуации и поговорить. Иногда от конфликта спасает дистанция, а иногда — контакт. Возможно, вы сможете быстро решить возникшее недопонимание с учениками или их родителями.
- В случае насмешек учеников над учителем — подключайте команду школы. Подростки действуют сообща, прямолинейно и жестоко, а у учителя крайне ограничен ресурс для противостояния. Если вы попали именно в такую ситуацию — попытки срыва уроков, оскорбления в Интернете и в личных сообщениях и т.д., то тут нужно действовать не в одиночку, а подключить управленческую команду образовательной организации.
- Часто бывает так, что в преследовании учителя есть лидер, один из учеников или родитель. Для прекращения травли необходимо отделить его от тех, кто его же и поддерживает, и перенести на него индивидуальную ответственность за происходящий буллинг.
- Уход не означает поражение. Бывают случаи, когда у вас нет достаточных доказательств факта преследования, но вы чувствуете себя некомфортно, переживаете, впадаете в депрессию. В этом случае при возможности лучше самостоятельно выйти из ситуации, сохранив себя, свое время и здоровье.
ВАЖНО! Во всех вышеперечисленных ситуациях нужно действовать в рамках закона.
ГДЕ ПОМОГУТ
У жертвы буллинга нет возможности самостоятельно повлиять на ситуацию, издевательства ожесточают, травмируют, ведут к тяжелым последствиям для формирующейся психики. Буллинг — это крик о помощи.
При буллинге единственный верный путь — вмешательство взрослых!