Формы обучения

Формы обучения в школе

Со временем меняется не только материал, предусмотренный школьной программой, но и форма его подачи. Сегодня родители, исходя из индивидуальных особенностей и состояния здоровья ребенка, могут сами выбирать форму обучения для него.

По факту присутствия учащегося на уроках обучение делится на две формы – очную и заочную.

 

Очная форма. Методы обучения.

Если ребенок здоров, подготовлен к школе, он общительный и самостоятельный, то ему подойдет стандартная форма занятий. Это самый привычный и распространенный вид обучения: дети приходят в школу, где в классах с ними занимаются учителя.

Классифицируются формы очного обучения по таким параметрам:

  • По численности учеников: коллективная, групповая, парная, индивидуальная формы обучения.
  • По месту проведения занятий: школьная – это уроки, лабораторные работы, обучение в мастерских и на пришкольной территории, факультативы; внешкольная – это работа дома, экскурсии.
  • По времени обучения: обычный урок – 40 минут.
  • По дидактическим целям: занятия теоретические, комбинированные и практические; занятия для проверки степени усвоения детьми материала.

Очная форма организации процесса обучения предусматривает использование пяти методов проведения занятий:

  • Фронтальный.
  • Парный.
  • Групповой.
  • Коллективный.
  • Индивидуальный.

Фронтальный метод – во время занятий учитель излагает материал перед классом, дает пояснения, используя наглядные материалы, ставит общую для всех учеников задачу. Учащиеся работают в одинаковом для всех темпе, руководит процессом обучения только учитель. Результаты фронтальной формы обучения во многом зависят от:

  • способности учителя поддерживать внимание и интерес детей к излагаемому материалу;
  • умения держать в поле зрения весь коллектив и не упускать из виду активность каждого отдельного ученика;
  • умения настраивать детей на творческий лад.

Недостатком такого метода является то, что не все дети способны продуктивно работать в одном темпе, не учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка.

Парный метод – в ходе занятий учитель разделяет учеников в классе на пары и каждой из них дает отдельное задание для достижения общего результата. Дети в паре помогают друг другу, советуются.

Групповой метод – коллектив делится на группы по 3–6 человек, каждая из них выполняет индивидуальное или одинаковое для всех задание. Дети сами распределяют роли внутри группы, в каждой из них может назначаться или выбираться один лидер, на которого возлагается ответственность за достижение результата. Лидер может сам принимать решения по организации работы в группе.

Метод дает возможность формировать группы с учетом индивидуальных особенностей и возможностей учеников. В группе дети учатся взаимодействовать между собой, помогать друг другу, проявлять лидерские качества. Стимулирование познавательной работы в группе значительно выше, чем при самостоятельном выполнении таких же задач.

Недостаток метода в том, что он может нарушать привычный, организованный ход занятий. Кроме этого, более сильные и инициативные ученики могут сдерживать активность слабых и неуверенных в себе детей.

Коллективный метод заключается в том, что во время урока есть взаимодействие не только учителя с учениками, но и между самими учащимися. Учитель помогает организовать и поддерживает эту связь, пресекает попытки учеников в своем общении выйти за рамки темы урока.

Индивидуальный метод заключается в том, что каждый ученик получает от учителя задания с учетом его индивидуальных особенностей. Учащиеся справляются со своим заданиями самостоятельно или с помощью учителя. Это могут быть:

  • работа с карточками и литературой: учебниками, словарями, справочниками, географическими картами;
  • тесты;
  • написание сочинений и изложений;
  • решение примеров и задач;
  • выполнение определенных заданий при помощи компьютерных программ.

Ученики работают в одном темпе, выполняют задания самостоятельно, не контактируя с другими учениками. Задача учителя – помогать каждому ученику, если возникают затруднения, контролировать ход выполнения заданий.

Недостаток метода – нет взаимодействия между учащимися, недостаток общения, исключена взаимопомощь. Поэтому индивидуальный метод может применяться в комбинации с групповым.

Каждый из указанных выше методов дополняет еще один – раздача домашних заданий. Он помогает эффективно закрепить пройденный материал, предусматривает выполнение заданий самостоятельно или с помощью родителей.

Преимущество метода в том, что дети не ограничиваются во времени, могут выполнять поставленные задачи в удобном для себя темпе и в комфортных условиях. Он помогает прививать чувство ответственности, вырабатывать усидчивость, готовиться к самообразованию. Участие родителей в выполнении домашних заданий считается очень важным для учеников начальной школы, в дальнейшем его рекомендуется постепенно сокращать.

Заочная форма обучения, ее разновидности

Возможны ситуации, когда ребенок не может учиться в обычных условиях по состоянию здоровья. В подобных случаях конституционное право ребенка на образование реализовывается при помощи заочного обучения.

Выбрав заочную форму обучения для ребенка, родители заключают договор со школой, в которой будет осуществляться промежуточный и итоговый контроль полученных учеником знаний. Государственная аттестация проводится в соответствии с Законом РФ «Об образовании», по окончании обучения учащемуся выдается аттестат утвержденного образца.

Очно-заочная форма.

Обучающийся зачислен в школу на учебный год для обучения и аттестации. Сочетание очной и заочной форм обучения. От очной формы — очное посещение школы, но реже, чем при очном обучении (2-4 дня в неделю). От заочной формы — выполнение более объемного домашнего задания, самостоятельное освоение материала. Возможно посещение не всех предметов, предусмотренных школьным расписанием для очно-заочников, а отдельных предметов по выбору обучающегося и/или его родителей. Промежуточная аттестация по всем предметам, как при очной форме — на основании полученных на очных занятиях текущих оценок и выполненных очно четвертных и годовых контрольных работ.

Comments are closed.